Суббота, 9 Май 2015

Время03:40:23 AM GMT

Back Культура Новости Культуры Творчество Разгром — роман советского писателя А. А. Фадеева

Разгром — роман советского писателя А. А. Фадеева

Рассказ-«этюд» «Метелица», развернутый затем в роман «Разгром», был написан в 1924—1926 годах, когда в активе начинающего писателя были лишь рассказ «Против течения» и повесть «Разлив». Александр Фадеев писал в том, что хорошо знал: он жил в Уссурийском крае, в 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан и вплоть до 1921 года участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Он пережил со своим отрядом не только победы, но и поражения, видел не только героизм красных бойцов, но и трусость, и предательство; знал тяжёлый быт партизанских отрядов и их непростые взаимоотношения с мирным населением, — всё это, без прикрас, Александр Фадеев описал в своём романе.
«Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, выдвинул в число главных надежд нарождающейся советской литературы; в дальнейшем общественная деятельность оставляла Фадееву всё меньше времени для литературного творчества, — «Разгром» так и остался его лучшим произведением.
          Действие происходит в годы Гражданской войны в Уссурийском крае. Красный партизанский отряд под командованием Левинсона стоит в деревне и продолжительное время не ведёт боевых действий. Люди привыкают к обманчивому спокойствию. Но вскоре противник начинает крупномасштабное наступление, вокруг отряда сжимается кольцо врагов. Командир отряда делает всё возможное, чтобы сохранить отряд как боевую единицу и продолжить борьбу. Отряд, прижатый к трясине, делает гать и переходит по ней в тайгу. В финале отряд попадает в казачью засаду, но, понеся чудовищные потери, прорывается сквозь кольцо.
           АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах
Писатель тщательно работал над романом. "Есть главы, которые я переписывал свыше двадцати раз,- говорил Фадеев.- Главы, переписанной мною менее четырех-пяти раз, в романе нет".
Изданный впервые отдельной книгой в Ленинграде (издательство "Прибой", 1927), "Разгром" быстро завоевал любовь читателей.
               В 20-е годы было создано немало художественных произведений о гражданской войне, но нередко в них борьба масс за победу революции изображалась как стихийное движение, которое к тому же поэтизировалось и романтизировалось. Вольно или невольно при этом принижались авангардная роль рабочего класса, руководство Коммунистической партии, возглавлявшей борьбу масс, направлявшей ход событий. Многим писателям не давалось изображение современника - рабочего-коммуниста- в единстве его деяний, дум и стремлений. Бытовали образы-штампы, принижавшие авангард нашего народа, "тип так называемого железного коммуниста в кожаной куртке или без нее, с челюстью железной или не совсем железной, но около этого..."-как говорил А. Фадеев в одном из своих выступлений в 1927 году.
Лучшими произведениями тех лет о гражданской войне были "Железный поток" А. Серафимовича, "Чапаев" и "Мятеж" Д. Фурманова. Роман "Разгром" явился новым выдающимся достижением молодой советской прозы, художественно ярким произведением о советской действительности, завоевавшим любовь многомиллионных масс читателей как в нашей стране, так и за ее пределами.
          Каковы основные мысли романа "Разгром"?
Сам Фадеев отвечал на этот вопрос так: "Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться". И далее: "...на своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие. Эту мысль, в опровержение того, что было написано о партизанском движении другими, мне хотелось подчеркнуть в романе "Разгром".
               Попутно мне хотелось развить в романе мысль о том, что нет отвлеченной, "общечеловеческой", вечной морали. Ленин требовал от каждого сознательного рабочего, каждого коммуниста и комсомольца такого понимания морального, когда все поступки и действия направлены в интересах революции, исходят из интересов рабочего класса. Неморально все то, что нарушает интересы революции, интересы рабочего класса".
         Писатель талантливо осуществил свой замысел. Он создал правдивые, жизненно яркие, запоминающиеся образы коммунистов и рядовых партизан. Писателю удалось показать значение партии, раскрыть красоту и величие социалистических идеалов, во имя которых борются и отдают свои жизни герои романа. Отвергнув натуралистические и ложноромантические штампы в изображении руководителей, А. Фадеев создал образ простого и человечного Левинсона, "человека, всегда идущего во главе".
              В необыкновенно трудных условиях Левинсон организует борьбу против интервентов и белогвардейцев, опираясь в своей деятельности прежде всего на передовых, сознательных рабочих и представителей беднейшего крестьянства. "Видеть все так, как оно есть,- для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть",- этот жизненный принцип Левинсона был творческим принципом самого писателя.
           Фадеев не идеализировал партизан, он видел в них немало недостатков, пережитков тяжелого прошлого, но он зорко подмечал черты нового человека, рожденного революцией, не только в командире отряда, но и у его боевых друзей. И в пожилом забойщике с Сучана Дубове, погибшем смертью храбрых, и в подрывнике Гончаренко, могучем богатыре с "опаленной солнцем" головой и крепкими "узловатыми" рабочими руками, и в быстром, подвижном Метелице, "полном стремительной и нервной силы, всегда готовом к действию", и в молодом помощнике командира отряда, "коренастом парнишке с недремлющим кольтом у пояса" - Бакланове, погибшем в жарком бою.
С большим мастерством нарисовал Фадеев образ шахтера Морозки, человека нелегкой судьбы, который под влиянием своих товарищей-коммунистов трудно и мучительно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, преодолевает "внутреннего врага". Морозка умер как герой, пожертвовав собой ради спасения жизни товарищей.
            Геройский подвиг Морозки во имя революции, во имя народа утверждал идею непобедимости дела социалистической революции.
В романе развенчан духовно чуждый народу и революции себялюбец Мечик, случайно оказавшийся в революционном лагере и в трудный час предавший своих товарищей. В этом образе нашел свое осуждение буржуазный индивидуализм.
"Разгром" построен по принципу контрастов. На протяжении всего романа последовательно развенчиваемой идеологии буржуазного индивидуализма противопоставлено утверждение и торжество коммунистической идеологии пролетарского коллективизма; правдивое изображение скудости и бедности жизни народа, тягот партизанского похода дано в сочетании с возвышенной мечтой о новом, прекрасном обществе; трезво реалистическое отношение к жизни противопоставлено ложноромантическим иллюзиям.
             Своеобразный реквием памяти погибших в жестокой борьбе защитников нового мира, "Разгром" в то же время весь проникнут светлым чувством торжества конечной победы над врагами социализма. Не случайно роман открывается картиной солнечного благоухающего июльского дня и заканчивается выходом отряда в залитую солнцем долину, "сулившую хлеб и отдых".
Воинствующий гуманизм писателя, проникновение в духовный мир героев, богатая и разнообразная проблематика произведения, идейно-философская глубина его, реалистическое изображение картин гражданской войны, великолепные пейзажные зарисовки, простой и в то же время эмоционально-красочный язык "Разгрома" - все это, вместе взятое, принесло роману заслуженную известность.
                    Фадеев первым из молодых советских писателей достиг высокого мастерства в изображении революционной борьбы. Его "Разгром" стал классическим романом советской литературы, одним из самых выдающихся по своей впечатляющей силе произведений 20-х годов.
А. М. Горький назвал "Разгром" талантливым, А. В. Луначарский отозвался о романе как о произведении, свидетельствующем о литературном расцвете нашей страны.
Роман Фадеева "Разгром" был высоко оценен и за рубежом.
"Когда в конце двадцатых годов к нам, в Германию, пришел первый роман Фадеева "Девятнадцать",- писал немецкий поэт Иоганнес Бехер,- мы воскликнули: "Какой полный сил голос появился в хоре молодой советской литературы!"
Видная чехословацкая писательница Мария Майерова назвала "Разгром" героической поэмой о партизанах 1919 года, песней, которая "захватывает мастерским подходом к материалу и новым взглядом на человека".
                   Александр Александрович Фадеев (партизанский псевдоним — Булыга; 11 [24] декабря 1901 — 13 мая 1956) — русский советский писатель и общественный деятель. Бригадный комиссар (с 1942 года полковник). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Член РКП(б) с 1918 года.
    А. А. Фадеев родился 11 (24) декабря 1901 года в селе Кимры (ныне город Тверской области). С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой — наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. В 1908 году его семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 годы Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.
     Еще учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков. В 1918 г. вступил в партию и принял кличку Булыга. Стал партийным агитатором. В 1919 г. вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.
В 1919—1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады. В 1921—1922 гг. учился в Московской горной академии. В 1921 году в качестве делегата на Х съезд РКП(б) уехал в Петроград. Принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.
В 1939 году Фадеев стал членом ЦК партии.
       Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. в 1926—1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.
В СП СССР:
1932 году входил в Оргкомитет по созданию СП СССР после ликвидации РАПП;
1934—1939 — заместитель председателя оргкомитета;
1939—1944 — секретарь;
1946—1954 — генеральный секретарь и председатель правления;
1954—1956 — секретарь правления.
Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939—1956); на XX съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и ВС РСФСР 3-го созыва.
В 1942—1944 годах Фадеев работал главным редактором «Литературной газеты», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.
В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.
В очерке «Боец» он описал подвиг красноармейца Я. Н. Падерина, получившего звание Героя Советского Союза посмертно:
В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом.
        Александр Александрович жил здесь в 1948—1956 (Москва, Тверская ул, 27/29). Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой, А. П. Платонову. В 1946 году после исторического постановления Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор. В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в органе ЦК КПСС газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космополитизмом».
Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов СП СССР для оставшегося без копейки М. М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, Л. Н. Гумилёва, несколько раз потихоньку передавал деньги на лечение А. П. Платонова его жене.
        Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Проходил курс лечения в санатории «Барвиха».
Илья Эренбург писал о нём:
Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего.
Хрущевской оттепели Фадеев не принял. В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М. А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.
После XX съезда КПСС конфликт Фадеева со своей совестью обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому — Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками.
     13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Всеволодович Иванов).
Вопреки последней воле — быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:
…Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.
— Известия ЦК КПСС. № 10, 1990. С. 147—151. Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
        Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами. Отец — Александр Иванович Фадеев (1862—1916), мать — Антонина Владимировна Кунц.
Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) — Ангелина Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М. И. Алигер, Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер (покончила с собой в 1991 году).
Награды:
-два ордена Ленина (1939, 1951)
-орден Красного Знамени
-Сталинская премия первой степени (1946) — за роман «Молодая гвардия»
-премия Ленинского комсомола (1970 — посмертно) — за роман «Молодая гвардия»

 

Книги о Приморье

"Разгром" А.А.Фадеев"

"А.А.Фадеев русский советский писатель и общественный деятель."

Действие происходит в годы Гражданской войны в Уссурийском крае.История красного партизанского отряда под командованием Левинсона.